Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении муниципального контроля

Cкачать: ms-word

Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении муниципального контроля

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ КОНТРОЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ

 

  1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя.
  2. Основания внеплановой проверки.
  3. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки.

4.Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.

  1. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю.
  2. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности.
  3. Права и обязанности юридического лица и индивидуального предпринимателя.

 

Следует помнить, что положения Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ), устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются: — при проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия; — при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования; — при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации; — при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу; — при осуществлении налогового контроля; — при контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; — при контроле и надзоре за обработкой персональных данных; — и другие исключения, предусмотренные ч.3, 3.1 ст.1 Закона № 294-ФЗ. В данной памятке приведены общие требования к контрольно-надзорной деятельности, предусмотренные Законом № 294-ФЗ.

 

  1. Кто и когда может проверить юридическое лицо и индивидуального предпринимателя. Деятельность бизнеса контролируют свыше 30 госорганов плюс органы муниципального контроля. О том, какие проверки вашего бизнеса запланированы на 2019 год можно узнать на сайте proverki.gov.ru, на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, либо на официальных сайтах органов контроля. Согласно ст. 26.1 Закона № 294-ФЗ до 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также в случае применения в рамках надзора риск — ориентированного подхода. Льгота не действует, если за последние три года: — компании выписывали административные штрафы за грубое нарушение законодательства; — приостанавливали ее деятельность или дисквалифицировали руководителя; — аннулировали или приостанавливали действие лицензии. В случае если Вы, являясь субъектом малого предпринимательства, включены в сводный план проверок, Вы вправе в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268 обратиться в орган контроля с заявления об исключении проверки из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Законодатель прояснил ситуацию, когда в назначенную дату проверка срывается: директор отсутствовал, офис заперт и т. п. В этих случаях контролеры составят акт о невозможности проведения проверки и в течение трех месяцев надзорный орган вправе назначить новую плановую или внеплановую проверку. Внеплановая проверка бизнеса может произойти в любое время, тем более что с 01.01.2017 для этого введены новые основания.

 

  1. Основания проведения внеплановой проверки Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);

3) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения в орган, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, граждан, права которых нарушены, при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены);

г) нарушение требований к маркировке товаров;

4) выявление при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями параметров деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения внеплановой проверки, предусмотренным в положении о виде федерального государственного контроля (надзора);

5) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обращаем внимание, что по ряду видов государственного контроля (надзора), указанных в ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ могут устанавливаться особенности в части оснований внеплановых проверок.

 

  1. Уведомление о проверке и документы, предъявляемые «контролером» до начала проведения проверки. О проведении плановой проверки ЮЛ и ИП уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя контролирующего заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, согласованной с органом прокуратуры, ЮЛ и ИП уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. По проверкам, согласованным с органами прокуратуры, а также при наличии информации о фактах нарушения прав потребителей уведомление о проведении внеплановой выездной проверки действующим законодательством не предусмотрено. Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) и только должностными лицами, которые указаны в нем. Одновременно с предъявлением служебных удостоверений проверяемому лицу либо его представителю под роспись вручается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий. Кроме того, по просьбе проверяемого лица проверяющие обязаны ознакомить его с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения. В случае если проведение внеплановой проверки подлежало согласованию с органом прокуратуры, проверяемому лицу должна быть предъявлена копия документа о согласовании проведения проверки. С 1 июля 2016 года должностные лица на проверках не вправе требовать разрешения, выписки из ЕГРП и другие документы, которые есть в распоряжении надзорного органа. С 01 января 2017 года у ЮЛ и ИП органы контроля не вправе требовать представления документов, информации до даты начала проведения проверки. В рамках предварительной проверки у ЮЛ и ИП могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

 

  1. Применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Применение риск-ориентированного подхода на проверках бизнеса действует с 3 сентября 2016 года (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806). Компании относят к определенной категории риска, и это влияет на количество плановых проверок. Компании с низким риском освобождены от плановых проверок. Каждый надзорный орган сам определяет категорию риска и класс опасности компании, исходя из того, насколько вероятны нарушения со стороны компании и насколько негативными будут последствия. При этом учитывается информация о ранее проведенных проверках, назначенных штрафах. Если предприятию не присвоена категория риска, то его относят к самому низкому, 6-му классу опасности. С 1 января 2018 года риск-ориентированный применяется ко всем видам надзора.

 

  1. Проведение контрольной закупки в рамках мероприятий по контролю. Законодателем введено новое мероприятие по контролю – контрольная закупка (действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения ЮЛ и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям). Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора). Контрольная закупка проводится: — по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 10 Федерального закона для проведения внеплановых выездных проверок. — без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. — только по согласованию с органами прокуратуры. — в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. О проведении контрольной закупки составляется акт, и ЮЛ или ИП он представляется для подписания лишь в случае выявления нарушений. Особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учета информации о ней в едином реестре проверок будут установлены Правительством Российской Федерации.

 

  1. Профилактическая роль контрольно-надзорной деятельности. На органы надзора с 01.01.2017 возложена обязанность проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований. Открытый перечень таких мероприятий установлен ч.2 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ. Кроме того, введено новое положение о мероприятиях по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с ЮЛ и ИП (ч.1 ст. 8.3 ФЗ № 294-ФЗ). В случае получения в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с ЮЛ и ИП сведений о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований орган контроля (надзора), направляет ЮЛ, ИП предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при следующих условиях: — отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами — причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, — а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, — и если ЮЛ и ИП ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований. В предостережении предлагают ЮЛ и ИП принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган контроля (надзора). Вместе с тем ничто не мешает контролерам впоследствии назначить внеплановую выездную проверку при наличии установленных законом оснований. Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ введена статья 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которой являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 — 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

 

  1. Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.